Право на взаимность
рассуждение на статью Маршака «Право на взаимность»Критика – абсолютный слух на будущее.
Марина Цветаева
Всё в этом мире имеет право на взаимность, в первую очередь – достойную взаимность. Если любим - с полной отдачей, даря всю свою чувственность и искренность человеку, мы не требуем, но нам естественно чувство желать того же. Любимые должны быть нас достойны. Взаимность создаёт гармонию, не нарушает всемирный баланс. Отдавая, как говорят, мы обязательно получим взамен.
Искусство – любовь, охватывающая всю вселенную, она вечна. Критик, который пишет рецензию на художественное произведение, сам должен быть художником, причём в самом широком смысле слова. Статья – не обложка произведения, она – само произведение. Маршак пишет в своей статье «Право на взаимность»: «Критическая статья или рецензия, посвящённая произведению искусства, должна и сама быть поэтическим произведением». Художник, написав картину, непременно ждёт оценки зрителей. Он творит, создаёт прекрасное, посвящая ему всего себя – для людей. Танцор двигается, сливаясь с музыкой, он в танце своём – живёт. Какого ему будет, вложившему в своё искусство душу и силы, не услышать восторженных аплодисментов после своего выступления? Это всё равно, что ранить в самое сердце, причинить нестерпимую боль, но после этого оставить жить без крыльев, с кровоточащей раной в сердце и холодом - в душе. Маршак говорит: «Актёры на сцене оказались бы в неловком положении, если бы их громкий хохот, вызванный острой репликой, не был поддержан зрительным залом».
Поэзия – это глубокий, полный таинства и сказки удивительный лес. В нём блуждаешь, наслаждаешься свежим лесным воздухом, вдыхаешь его полной грудью. Чувствуешь под ногами родную тёплую землю, стоишь на ней босиком – земля дарит тебе исцеление и любовь. В этом лесу ты, точно смакуешь сладость, любуешься каждым листиком, веткой, кустиком, каждым деревом в отдельности. Без ощущения мелочей невозможно проникнуться красотой целого! Маршак в своей статье сказал: «Побольше внимания к отдельным стихотворениям, к отдельным строчкам, к отдельным словам!».
Читатель – тоже критик, только без пера в руке. Критик же сам обязан если не писать удивительные по своей красоте стихи, то жить в них, любить чужое сотворённое, будто – его. Только воистину полюбив художественное произведение – будь то проза, стихи, живопись или даже танец – он сможет проникнуть в саму его сущность, познать глубинные стороны, войти в невидимый контакт с художником.
Представьте только такой пример. Осень – прекрасная, одухотворённая, дышащая, сотканная из улыбок, жёлтых листьев под ногами и аромата дождя. Она отдаёт всю красоту свою - людям, необыкновенность творить из серого мира разноцветную живую сказку. Осень, не требуя ничего взамен, дарит людям ощущения счастья. А маленькие дети восполняют своё счастье радостным шорохом под ногами, букетами из кленовых листьев, радостью, смехом, любовью к ней. Ведь она – солнце. Кто понимает это, кто живёт осенью, дышит ей, тому она взамен дарит ни с чем несравнимое счастье – быть ребёнком. Бегать по кленовому ковру из листьев, ощущать прохладные прикосновения дождя - радоваться чудным мелочам.
Маршак в своей статье сказал: «Критические отзывы должны быть доказательны и полновесны. А это возможно только тогда, когда критику понятен самый процесс поэтического творчества, когда он постигает не только общую идею, выраженную в стихах, но и самую стихотворную ткань – «материю песни, её вещество»». Критик – человек любящий. Прочувствовав произведение поэта, будто оно рождено его пером, критик сможет через свою рецензию подарить творцу эту самую достойную взаимность. Рецензию - свободную, но неотделимую, живущую, как часть стиха.
Критик – тот, кто новыми средствами смог убедить в своей правоте читателя, но оставил художника верным самому себе.